В ипотеку теперь можно взять не только квартиру, но и кладовку и даже место на парковке
Какие условия по ипотеке предложили заемщикам? Будет ли она востребована на рынке и что может послужить препятствием для использования этой услуги в России?
Банк ВТБ сообщил о запуске ипотеки на кладовки и машино-места. Business FM спросила у экспертов: так ли уж необходима россиянам такая ипотека?
Первоначальный взнос — 20%, ставка — 10,7% годовых. Минимальная сумма — 300 тысяч рублей. Максимальная для Москвы — 4 млн рублей, если парковка, и 2 млн рублей, если кладовка. По Московской области и Санкт-Петербургу те же условия. Для регионов уже 2 млн на парковку и 1 млн на кладовку. Оформить кредит можно на срок до 30 лет.
Вот на таких условиях банк ВТБ предлагает взять новую ипотеку. Условия, конечно, не поражают воображение, но выглядят вполне оптимально и адекватно, считает руководитель проекта DataFlat Александр Пыпин:
«Кредитование любой крупной покупки — это мировая практика. Машино-места и кладовки стоят сейчас примерно сопоставимо столько же, сколько и автомобили. Автомобильное кредитование у нас развито. Так что это назрело, вопрос только, почему этого раньше не было. Человеку тяжело вынуть из кармана 1,5 млн рублей на машино-место, а условия совершенно рыночные. Субсидированная ипотека, она сейчас по таким ставкам, собственно, и живет. Если банк договорится с застройщиком насчет субсидирования ипотечных ставок, то будут ставки такие же, как на квартиры для потребителей. Просто нужно понимать, что можно написать и ставку «ноль», договорившись между застройщиком и банком, но на самом деле все это будет заложено в цену».
Как считают в ВТБ, ипотеки на кладовки и парковки будут востребованны: спрос и на то и на другое растет на 20-30% год к году. Это следствие рекордного спроса на квартиры в новостройках. Ожидают, что раздадут таких ипотек на 10 млрд рублей.
С другой, обывательской точки зрения надо отметить, что покупка машино-места к автомобилю не в традиции среднестатистического россиянина. Считается, что если купил машину, то и место для стоянки должно найтись само собой, например, пусть о нем позаботятся власти. То, что ожидания расходятся с реальностью, — другой вопрос. Еще проще ситуация с кладовками. У многих застройщиков и сегодня действуют акции: купи квартиру и получи кладовку в подарок. Или за нее надо немного доплатить сверху, брать пакетом выгодно. Иногда кладовка уже включена в стоимость квартиры. В общем, ни парковка, ни кладовка не являются первой необходимостью. Но это сейчас. С чего-то начинать все равно надо, уверена президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко:
— Застройщиков, которые изначально планировали бы в домах подобного рода помещения, очень мало. Спрос на них, конечно же, есть. Я сама живу в таком новом доме, у нас есть помещения для хранения вещей. Кто продает — объявление висит неделю, потом быстренько сделка происходит. Востребовано, но другой вопрос, что слишком маленькое предложение.
— А как вам условия, которые предлагают?
— Отличные условия. Люди, которые въезжают в квартиру, хотят улучшать ее дополнительно. И гаражное место, и кладовка — это такая дополнительная ценность к квартире. Если не хватает денег, то, конечно, лучше сейчас взять под 10,7%, у нас инфляция скоро уже такая будет.
Еще одно опасение по поводу ипотеки на кладовки и парковки — это общая закредитованность россиян. В прошлом году, по данным «Дом.РФ», крупнейшие банки России выдали клиентам около полумиллиона ипотек почти на 2 трлн рублей. Речь только о жилье в новостройках. Общий объем жилищных ссуд достиг почти 6 трлн рублей — это рекорд. По оценке ЦБ, уровень общей долговой нагрузки россиян к лету прошлого года превысил 10% — опять же рекорд. Нужна ли жителю России в таких условиях еще одна ипотека — большой вопрос.
Евгений Перельчук