Как правильно «одеть» дорогу? Профсообщество обсудило проблемы и перспективы строительства транспортной инфраструктуры

Обзор рынка недвижимости

Как правильно «одеть» дорогу? Профсообщество обсудило проблемы и перспективы строительства транспортной инфраструктуры

В Москве прошла VIII Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог». Организаторами онлайн-мероприятия выступили Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Ассоциация бетонных дорог (АБД) и саморегулируемая организация (СРО) «Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ» при поддержке Федерального дорожного агентства (ФДА) «Росавтодор» и группы компаний (ГК) «Автодор». Аудитория конференции — «по обе стороны экрана» — превысила отметку в 500 человек.

Важность заявленной темы дискуссии в своем приветственном слове отметил исполняющий обязанности ректора МАДИ Дмитрий Ефименко: «Одна из проблем дорожной отрасли сегодня — это низкие фактические сроки службы дорожных одежд и покрытий и связанные с этим высокие эксплуатационные затраты. Нельзя также не учитывать, что пользователи автодорог и государство предъявляют все более высокие требования к эксплуатационному состоянию полотна, и это вызывает необходимость совершенствования методов проектирования и строительства дорог».

В ответ директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Андрей Шилов сообщил о разработке плана мероприятий по созданию новых правовых механизмов внедрения инновационной продукции в дорожное хозяйство. «Сейчас эту «дорожную карту» мы готовим для направления в профильные ведомства для дальнейшего согласования, готовы рассмотреть любые предложения по ее улучшению и ориентировочно до конца этого года планируем внести финальную версию документа на рассмотрение в правительство», — добавил чиновник.

Выступивший следом исполняющий обязанности начальника управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения ФДА Сергей Гошовец подчеркнул, что соблюдение установленных межремонтных сроков службы дорожного покрытия и создание условий для их увеличения — одно из главных направлений деятельности «Росавтодора»: «Считаю необходимым в обязательном порядке делиться накопленным опытом внедрения инноваций, а также наработанными механизмами мониторинга и научного сопровождения. Тем более, что подготовленная информация ляжет в основу будущих нормативно-технических документов, потому что широкомасштабное внедрение наилучших технологий и материалов невозможно без введения новых стандартов по их применению».

Читайте также  Жители астраханского села после ремонта автотрассы оказались отрезанными от мира

В свою очередь, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин остановился на основных задачах, стоящих сегодня перед субъектами РФ в сфере дорожного хозяйства, главной из которых является реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги (БКАД)». «С момента запуска нацпроекта количество региональных дорог в нормативном состоянии ежегодно увеличивается на 1-1,5%, — сообщил он. — К концу 2024 года доля таких дорог составит не менее 50,9%, к концу 2030 года — 60%. Остаются задачи по усилению конструкций дорожных одежд, приведению в нормативное состояние мостов и искусственных сооружений, строительству дорог в сельской местности. Для их решения дорожники внимательно следят за предложениями науки, за новыми разработками, интересуются современными технологиями, направленными на повышение сроков службы объектов дорожной инфраструктуры, конструкций дорожных одежд, элементов автомобильных дорог».

Далее генеральный директор «СОЮЗДОРСТРОЙ», член совета, председатель комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Леонид Хвоинский в своем выступлении затронул основные задачи, стоящие сегодня перед дорожным строительством в целом, а также перед профсообществом в частности.

«Транспортная стратегия России предусматривает создание и развитие единой опорной сети автомобильных дорог в стране, транспортных коридоров Запад — Восток и Север — Юг, строительство обходов крупных городов и т.д., — подчеркивает эксперт. — Для решения этих задач предусматривается закладывать конструкции дорожных одежд со сроками службы 24 года для капитального ремонта и 12 лет для ремонта. Без внедрения современных технологий, направленных на повышение работоспособности дорожных конструкций, без применения современной техники, качественных современных строительных материалов эти задачи решить будет сложно. И, конечно, все это не реализовать, если не заниматься развитием кадрового потенциала в дорожной сфере, обучением и повышением квалификации работников, занятых в ней». По словам Леонида Хвоинского, с этой целью НОСТРОЙ совместно с МАДИ уже разработали 53 стандарта на процессы выполнения дорожных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автодорог, мостовых сооружений и аэродромов.

Читайте также  Перспектива 3D

Рассказал глава «СОЮЗДОРСТРОЙ» и о своего рода ноу-хау, внедренном вместе с нормотворческой работой: «Кстати, для этих стандартов нами разрабатываются видеоприложения, в которых отражены основные процессы выполнения работ. Визуализация принятых документов позволяет наиболее эффективно внедрять нормативные требования. Кроме того, видеоприложения могут использоваться в качестве обучающих материалов. Всего на сегодняшний день разработано 12 видеороликов. Мы эту работу продолжаем, планируем и в нынешнем году создать еще пять».

В ходе конференции также прозвучали доклады представителей ФАУ «РОСДОРНИИ», ГК «Автодор», а также экспертов образовательных, научных и коммерческих организаций дорожно-строительного комплекса. Докладчики представили сведения о применении новых решений для соблюдения межремонтных сроков эксплуатации дорог и увеличения сроков службы дорожных конструкций, о мониторинге и научном сопровождении строительства дорог. Особое внимание было уделено применению в дорожном строительстве инновационных технологий и материалов. Основным спикером по этой теме ожидаемо стал профессор МАДИ, президент Ассоциации бетонных дорог (АБД) Виктор Ушаков. «Повышение межремонтных сроков всегда были актуально, — отметил он. — Новую остроту оно приобрело именно сегодня. — Из года в год возрастают нагрузки на автодороги, увеличивается число транспортных средств, а самое главное — возрастает грузоподъемность, повышается скорость движения, изменяются динамические характеристики автомобилей. Так, за последние 30 лет нагрузки на дороги возросли в четыре раза». Упомянул в связи с этим Виктор Ушаков и постановление правительства РФ № 657, в котором установлены требования по увеличению межремонтных сроков службы автодорог, уточнив, правда, что для решения межремонтных сроков до уставленных в постановлении величин нельзя не учитывать все вышеперечисленные обстоятельства — как на стадии проектирования и строительства, так и в последующей эксплуатации автодорог. В первую очередь, требуется повышение несущей способности дорожных одежд и, в частности, повышение требований к качеству земляного полотна как важнейшему конструктивному элементу дорожной конструкции.

Читайте также  Жилищный бум на рынке премиальных новостроек Москвы

Пути повышения несущей способности земляного полотна президент АБД видит в использовании наилучших технологий и материалов, повышении надежной работы систем водоотвода и дренажа. В качестве примера такого подхода он привел проектирование автомагистрали М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань (подробности на с. 11), где были предложены типовые конструкции жестких дорожных одежд в соответствии с современным ГОСТ Р 59628-2021. В ходе этой работы были проведены исследования по истиранию дорожного покрытия на полигоне МАДИ. Научный эксперимент показал, что цементобетон с обнаженным заполнителем из качественного щебня эффективно противостоит износу дорожного покрытия.

Резюмируя некоторые итоги конференции, нельзя не отметить, что именно цементобетон большинство участников мероприятия видят главным «резервом» повышения межремонтных сроков и вообще лучшей альтернативой асфальту. Осталось дело за малым: добиться его массового внедрения в дорожном строительстве.

Леонид Хвоинский, глава СРО «Союздорстрой», член совета, председатель комитета по транспортному строительству НОСТРОЙ:

«В конце прошлого года был принят 447-ФЗ, регламентирующий работу Национального реестра специалистов (НРС). Закон предусматривает постоянное повышение квалификации (не реже, чем один раз в пять лет). Касается это и «автодорожников». Кроме того, введена Независимая оценка квалификации (НОК), которая в качестве обязательной нормы вводится с 1 сентября 2022 года»

60% составит к концу 2030 года доля региональных дорог в нормативном состоянии

Авторы: Владимир ТЕН

Номер публикации: №04 04.02.2022